У любого человека может возникать состояние тревожности по различным поводам: от невыключенного утюга в квартире, оставленного без присмотра и боязни потерять смартфон, до страхов заходить в метро или обнаружить на себе паука.
А вот в школах у детей появляется ещё одно дискомфортное состояние – ненависть к некоторым изучаемым в них предметам и боязнь получить «нехорошие» отметки в дневник, то есть, по существу, цифр!
Здесь, конечно, играет большую роль отношение учителя к оцениванию ответов и работ учащихся и его акценты на последствия этой оценки в жизни ребёнка. Говорят, что у хорошего учителя любой предмет увлекателен. Дети на уроках не скучают и не боятся «двоек». Потому что всегда есть возможность их исправить своим старанием понять сложный учебный материал.
Людей обычно делят на «технарей» и «гуманитариев». Но такое деление не выдерживает критики. Во-первых, любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. Во-вторых, успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом учителя, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
Вокруг каждого из нас можно найти людей, которые успешны и в технической, и гуманитарной сферах. Так, для успешной предпринимательской деятельности илиизучения иностранных языков, человек должен обладать и техническими, и гуманитарными знаниями.
Вспомним русского учёного Михаила Ломоносова, который был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, которые высоко ценили не только мы, но и его современники. А Льюис Кэрролл – английский писатель, который был известным математиком, логиком, философом,фотографом и даже диаконом, нередко выступая в церквях с проповедями для детей!
Не стоит их считать вундеркиндами или гениями.
В каждом ребёнке есть любознательность к окружающему его миру. И только родители, озабоченные кучей проблем, забывают об удивительном мире вещей и явлений. И потихоньку уносят в свой проблемный мир детей, гася этим самым интерес к познанию.
Астрономию обычно воспринимают как романтическое направление естествознания: люди загадывают желание под падающей «звездой», встречаются влюблённые под Луной, верят в предсказания по планетам. Уже даже маленькие дети знают причины затмения Солнца и что такое Чёрная дыра.
Но многие забывают, что настоящая наука основана на математике. И яростно сопротивляются ей, когда математические формулы вторгаются в романтические границы любимого увлечения.
Страх перед математикой существенно влияет на успехи в точных науках.
По статистике, в раннем школьном возрасте и мальчики, и девочки в среднем показывают одинаковые успехи в математике. Но у девочек математическая тревожность развивается гораздо чаще.
Исследования показали, что страх перед математикой зависит и от возраста:математическая тревожность начинает развиваться уже в младшем школьном возрасте, достигает своего пика в средней школе и выравнивается к её окончанию. Так, в 11 лет своим любимым школьным предметом математику называют гораздо больше детей, чем в 16 лет. Причина может быть в том, что в средней школе математики в программе становится всё больше, а задания значительно усложняются: на смену довольно простым квадратным уравнениям и задачкам приходят пределы, матрицы и биномиальное распределение.
Среди 9-летних детей математическая тревожность связана с неудачами в математике, в то время как грамматическая тревожность (в отношении литературы и языков — иностранного или родного) на учебные успехи не влияет. Этому может способствовать догматизм математики как учебной дисциплины.
Ребёнок может интересоваться искусством и литературой, хорошо рисовать или играть на скрипке, но всё это не пополняет его умственные способности так сильно, как это делают успехи в математике и других точных науках. Здесь, кстати, стоит сказать о том, что через раскрытие творческих способностей ребёнка усиливаются успехи в изучении всех остальных направлений естествознания. То есть, играя на гитаре или выступая со стихами на сцене, дети начинают лучше учиться в школе по многим предметам, быстрее усваивают новую информацию на уроках.
Математическая тревожность приблизительно на 40% объясняется генетическими факторами (работа «The Journal of Child Psychology and Psychiatry» 2014 год).
Ещё можно упомянуть культурологические и воспитательные факторы, а также, качество преподавания предметов.
Постоянное проявление тревожности из-за неудач в школе, заставляет задуматься о походе к специалисту: стресс, вызываемый частой тревогой, может привести к появлению самых разных заболеваний (например, болезней сердечно-сосудистой системы) и психических расстройств (например, клинической депрессии или тревожного расстройства).
Именно поэтому математическую тревожность не стоит недооценивать: она может повлиять не только на успеваемость в школе и дальнейший успех в смежной сфере, но также и на здоровье.
Специалисты предлагают детям с такой тревожностью занятия с репетиторами,психотерапию, и даже неинвазивную магнитную и электростимуляциюминдалевидного тела головного мозга, чтобыснизить его активность, а значит и негативные эмоции.
Но лучше от проблемы избавляться как можно раньше: для этого учителям и родителям нужно развивать любовь к предмету у ребёнка, поощрять его за успехи и не сильно ругать за неудачи, а детям — помнить, что математика, пусть она и царица всех наук, не такая страшная, какой кажется на первый взгляд.
Важно понимать, что математика придумана величайшими умами, жившими в разные эпохи на Земле, не для того, чтобы до смерти замучить школьников и студентов этим предметом. Без математики не может существовать точных наук.
Многие ребята, влюблённые в астрономию, вырастая, желают поступать в высшие учебные заведения на специальности, связанные с физикой, астрономией или другими направлениями естествознания.
Однако красота любой точной науки не только в эффектных опытах или в созерцании красоты звёздного неба, но и в математическом анализе происходящих событий на земле и в космосе, в доказательстве права на существование той или иной гипотезы и теории. Только правильные расчёты помогли Человечеству выйти на высокий технологический уровень: победить опасные вирусы, расшифровать геном человека, построить атомные электростанции и путешествовать в глубинах космоса.
При этом романтика нигде и никогда не заканчивается. А с приходом формул в жизнь любого человека открывается всё величие Вселенной. Наблюдая за звёздным небом, будем собирать статистические данные и писать стихи, вычислять погрешности и петь песни о жизни, строить диаграммы и признаваться друг другу в любви, измышлять гипотезы, строить теории и воспитывать своих детей в гармонии с природой и математикой.
Итак, начнём?
Статья Ламанова В.В.,
методиста ДКЦ им. В.П. Савиных