Спасение «мертвой станции»

В. Джанибеков: «Станция очень яркая. Сначала её не было видно, потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер…»

В. Савиных: «Мы идем не в графике… Станция уже в стороне, далеко…Нам надо переходить в ручной режим…»


В. П. Савиных «Записки с мёртвой станции»

Виктор Петрович Савиных – советский космонавт, учёный, дважды Герой Советского Союза, 50-й космонавт СССР, 100-й космонавт планеты, почётный гражданин г. Кирова и Кировской области.

Родился Виктор Петрович в д. Березичи Оричевского района Кировской области 7 марта 1940 г. В 1969 г. закончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (МИИГАиК) по специальности «инженер-оптик-механик». В отряд космонавтов был зачислен 8 декабря 1978 г. Участвовал в трёх космических полётах на орбитальных станциях «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». Суммарный налёт 252 дня, 17 часов, 37 минут и 50 секунд.

12 февраля 1985 года Центр управления полетами потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7». На тот момент станция совершала полет в автоматическом режиме. Что именно произошло на борту, с Земли установить было невозможно.

Выведенная на орбиту в апреле 1982 года станция «Салют-7» была последним словом конструкторской мысли своего времени. Ресурс «Салюта-7» был рассчитан на 5 лет: ни один орбитальный комплекс до этого не разрабатывался для использования в течение столь длительного срока. И вот теперь, за два года до истечения планового ресурса, станция превратилась в груду мертвого металла, несущегося по орбите.

Бортинженера для экспедиции выбрали сразу. Виктор Савиных имел за плечами 20 лет работы в ЦКБ экспериментального машиностроения, бывшем ОКБ-1 Сергея Королева. Отдел Виктора Савиных занимался разработкой систем управления космических кораблей, оптических приборов для кораблей «Союз» и станции «Салют». В отряде космонавтов не было человека, который знал «Салют-7» лучше.

С командиром экипажа было сложнее. Ему предстояло в ручном режиме состыковаться, как говорили впоследствии эксперты, с булыжником. Бортинженер проводил тренировки с несколькими потенциальными кандидатами, хотя имя главного претендента было известно. Дважды Герой Советского Союза, полковник Владимир Джанибеков имел за плечами четыре космических полета и репутацию человека, который способен в экстремальных ситуациях принимать единственно верное решение. Когда медики дали Джанибекову добро на экспедицию продолжительностью не более 100 суток, стало ясно, что экипаж сформирован.

6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени «Союз Т-13» стартовал с Байконура. 8 июня была запланирована стыковка с «Салютом-7». Виктор Петрович Савиных так пишет об этом в своей книге «Записки с мёртвой станции»:

«В 11 часов мы, наконец, увидели станцию, в которой нам предстояло прожить довольно долго. Мы увидели ее сразу после выхода из тени. Она загорелась в лучах Солнца, еще только пробивающегося сквозь атмосферу. Точка, не точка, но намного ярче всех звезд, она росла по мере сближения.  <…>

Замер дальности, второй замер через фиксированное время, вычисляю скорость. Володя непрерывно гасит боковую скорость и непрерывно докладывает о дальности.

С виду спокойнее, чем на тренировках, Володя действовал ручками управления корабля. Наша задача идти в графике движения, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее. Командир каждые тридцать секунд по дальномеру должен замерять расстояние до станции, а я делал расчет скорости, сравнивая с графиком. В руке – секундомер, перед глазами – панель управления, контроль расхода топлива. Очень хочется посмотреть на станцию, но ее заслоняет в иллюминаторе плечо Володи. Станция ориентирована на нас боком. Очень ярко высвечена, как будто она высечена из алюминия с желтой добавкой. Панели крутятся? Подойдем поближе, посмотрим. Дальность 3,170 км, скорость 4,5 м/сек… Сближение идет устойчиво… Все время видим Солнце сбоку… Расстояние 2240 метров, скорость 6 м/сек. Идем в графике. Какая же она яркая!.. Расстояние 1865 метров, 1640 метров. Цвет станции до сих пор остается серебряным… 1280 метров. Пока трудно сказать по панелям, вращаются они или нет, потому, что Солнце все время подсвечивает с нашей стороны. Идем на сближение. 980 метров, скорость 5 м/сек. В этот момент я не выдержал: “Начинай, гаси скорость”.

В. Джанибеков спокойно передает на Землю: “Гашу скорость”.

Нетерпение нарастает. И я, словно не слыша его ответ, продолжаю твердить: “Гаси, гаси скорость”.

Слаженность в действиях была отработана до такой степени, что мы понимали друг друга с полуслова. Земля не мешала, и мы, шаг за шагом, включая двигатели на торможение, приближались к станции. На расстоянии 200 метров выполнили «зависание», сократив скорость сближения до нуля. <…> Володя повел корабль в облет к стыковочному узлу, контролируя дальность по визиру, и, чувствуя скорость сближения “кончиками пальцев”, выдавал импульсы на ручку.

В. Джанибеков: “Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся… Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо… Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске… Нормально идет управление, гашу скорость… ждем касания…»

В. Савиных: “Есть касание. Есть мехзахват”.

Земля: “Молодцы, ребята. Все вас поздравляют… Работайте по своей документации… После стягивания проверьте давление…»

Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить — все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам. Это была победа! Пусть еще не полная, но уже победа…»

            Произвести стыковку, т.е. сближение и причаливание космического корабля с орбитальной станцией, а также совершить её облёт может каждый желающий в нашем зале «Виртуальная космонавтика».

Дорогие гости, обратите внимание на режим работы Музея К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики с 27 апреля по 12 мая:

27 — 28 апреля — с 10:00 до 18:00
29 — 30 апреля — выходной
1 мая — с 10:00 до 18:00
2 мая — с 12:00 до 20:00
3-5 мая — с 10:00 до 18:00
8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — с 12:00 до 20:00
10 — 12 мая — с 10:00 до 18:00

Планируйте посещение Музея заранее!

Яндекс.Метрика