Киров — фронту: Як-1

В преддверии дня Великой Победы мы бы хотели рассказать вам о вкладе города Кирова в общее дело изгнания фашистских захватчиков с территории нашей Родины.

В военные годы Киров был тыловым городом, поэтому сюда, дальше от боевых действий, эвакуировали многие заводы из центральных регионов страны. Такие заводы, как «Авитек», «Лепсе», «Физприбор», №537 («Маяк»), «Кировский машзавод 1 Мая» и многие другие перешли на выпуск военной продукции. В короткое время город Киров превратился в крупный промышленный центр. Всего за годы войны кировчане дали армии 4176 танков и самоходных артиллерийских установок, 2 тысячи «Катюш», 3 млн. снарядов, 5 млн. мин и авиабомб, 33 млн. гранат, 200 кораблей, 2 тысячи аэросаней, 2 млн. минометов, 5 млн. автоматов, авиационное и другое оборудование.

Отдельно нам бы хотелось остановиться на авиации и рассказать о тех самолётах, детали и оборудование для которых производились на наших кировских заводах.

Начнем с советского одномоторного самолёта-истребителя Як-1. Он был первым боевым самолётом, разработанным заводом № 115 под управлением Александра Сергеевича Яковлева (сначала как опытный истребитель И-26). После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1.

В первые полтора года войны Як-1 был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Мессершмитт Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Однако, с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А. С. Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах, т. е. как раз там, где и велись в основном воздушные бои, мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 г. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал в скороподъемности.

В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Одновременно со сменой мотора изменили и вооружение: вместо двух ШКАС поставили гораздо более эффективный крупнокалиберный (12.7 мм) пулемет УБ. Именно вооружение для самолёта Як-1 изготавливали в цехах кировского завода «Авитек». Ещё усовершенствовали аэродинамику, установили радио и улучшили обзор верхней полусферы из кабины летчика. Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны.

Дорогие гости, обратите внимание на режим работы Музея К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики с 27 апреля по 12 мая:

27 — 28 апреля — с 10:00 до 18:00
29 — 30 апреля — выходной
1 мая — с 10:00 до 18:00
2 мая — с 12:00 до 20:00
3-5 мая — с 10:00 до 18:00
8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — с 12:00 до 20:00
10 — 12 мая — с 10:00 до 18:00

Планируйте посещение Музея заранее!

Яндекс.Метрика