«Ошибочные трактовки терминов»

Язык – это живой организм. Он развивается, пополняется новыми словами и научными терминами, смысл которых, порою, сложно понять.

Грамотного человека от невежественного легко отличить по его устной и письменной речи. Невозможность точно выразить свои мысли и чувства приводит к взаимонепониманию. 

К тому же, в век современных технологий прямое общение людей стало редким явлением: через гаджеты они входят вразличные мессенджеры и оставляют в них сообщения, выражая свои чувства… смайликами! И это явление охватило все сферы нашей жизни, включая образование.

В то же время, обучение, которое построено на формальном запоминании чужих догм, ограничивает полет человеческих мыслей. Но учащиеся школ, вузов не желают заучивать правила, основные законы и определения в науке. Трактуют их по-своему, допуская непростительные ошибки. Учиться правильно говорить невозможно без чтения художественной и научной литературы. Нельзя сочинить хорошие стихи, если не знакомиться с правилами стихосложения и не читать произведения великих поэтов.

Молодое поколение учителей также допускает ошибки в своей речи, излагая основы наук. Хочется привести примеры таких, мягко говоря, неточностей.

Пример1.

Вопрос: «А правда, что Земля плоская?»

Ответ: «Нет. Она круглая!»

Правильный ответ: «Земля шарообразная».

Не заметили подвоха? На самом деле, если Земля круглая, то она… плоская! Круг – это плоская геометрическая фигура. Доказательств того, что Земля подобна шару, множества! Корабли появляются на горизонте постепенно (в начале мачты, потом корпус), есть истории кругосветных плаваний, фотографии Земли из космоса и т.д.

Если бы земля была круглой (то есть плоской фигурой), то во время лунных затмений Земля проецировалась на Луну в виде эллипса или вообще полосой.

Пример 2.

Фраза учителя: «Земля вращается вокруг Солнца» и ссылка на открытие Николая Коперника.

Вопрос: «Ничего необычного не заметили?». А может быть, Солнце вращается вокруг Земли – как думали древние? И не так!

Правильный ответ: «Земля и Солнце обращаются вокруг общего центра масс»! Условная точка, вокруг которой обращается система Земля — Солнца (барицентр)находится на глубине 449 км от центра Солнца в сторону Земли.

Ниже приведены формула для расчётов по нахождению барицентра любых гравитационно связанных тел и таблица вычисленных значений для некоторых подобных систем.

На рисунке с формулами: r – расстояние между центрами тяжести двух тел, r1 – расстояние от центра тяжести более тяжёлого тела до барицентра, r2 -расстояние от центра тяжести более лёгкоготела до барицентра, m1 и m2 – массы этих тел.

Но в утверждении «Земля вращается вокруг Солнца» есть ещё одна неточность. Слово «вращается» употребляется вслучае поворота тела вокруг себя самого. Например, «Земля вращается вокруг воображаемой оси».  

А при движении одного тела вокруг другого, следует говорить «обращается». Поэтому правильно фраза звучит так: «Земля обращается вокруг Солнца по эллиптической орбите». Получается своеобразная «игра слов».

И это только примеры из астрономии. В физике тоже есть подобные ошибки. И они пришли в школу из языка повседневного общения людей.

Примеры.

1. Прибор для измерения температуры – термометр — называют «градусником».

На самом деле, «градусником», скорее всего, нужно было бы называть транспортир (прибор для измерения углов в градусах). 

2. Вес тела путают с массой. Люди спрашивают друг у друга: «Какой твой вес?». И получают ответ: «72 килограмма». 

На самом деле, вес в школьном курсе физики измеряется в «ньютонах», а масса – в «килограммах». Однако, на рынке фраза «взвесьте мне, пожалуйста, 25 ньютонов яблок» будет звучать шокирующе для продавца. (Тем более, что многие помнят байку о том, как именно на голову Исаака Ньютона с дерева упало яблоко, вызвавшее озарение у натурфилософа XVII века).

А путаница в словах возникает потому, что приборы для измерения массы тела называются «весы». «Вес – это сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес» — написано в учебниках по физике. 

Человек, встающий на напольные весы, давит на них. А шкала весов уже проградуирована на массу.

Кроме того, оказывается, что вес может изменяться при ускоренном движении. Когда мы нажимаем на кнопку лифта, чтобы опуститься или подняться на другой этаж, испытываем уменьшение своего веса, или перегрузку соответственно. При этом масса нашего тела вовсе не изменяется. 

Да и во время полётов вокруг Земли у космонавтов нет веса (они там ни на что не давят) – это и есть состояние невесомости. Но массой-то покорители космоса всё равно обладают! Иначе это были бы не люди, а призраки из фильмов-ужасов.

Не будем забывать, что язык является средством общения, накопления, передачи информации, человеческого опыта. К нему нужно внимательнее относиться, хорошо им владеть. И тогда все друг друга поймут с полуслова… Точнее, с правильного научного термина.

Статья методиста Детского космического центра

Ламанова В.В.

Яндекс.Метрика