История Великой Отечественной войны глазами космонавтов: Юрий Гагарин

Война — страшнее нет слова. А вы знали, что в год, когда фашисты напали на русский народ, будущему лётчику-космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось всего 7 лет? Героем рубрики «История Великой Отечественной войны глазами космонавтов», специально подготовленной к 75-летию Дня Победы, сегодня будет самый первый космонавт на планете!

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск. Его отец, Алексей Иванович Гагарин, трудился плотником, а мать, Анна Тимофеевна Матвеева, работала на молочно-товарной ферме. Семья была многодетной: у Юрия было два брата и сестра, а сам он был третьим по старшинству ребенком.

Анна Тимофеевна, мама космонавта, вспоминала: «Встанешь часа в три утра, печь затопишь, приготовишь еду на весь день, оставишь её в загнетке. А тут уж пора корову доить, глядишь — время на работу идти. Вечером после дойки скотину обиходишь, вещички у ребят пересмотришь, — что подштопать, что починить — а там и спать пора».

Детство будущего космонавта прошло в небольшой деревне Клушино, где жили его родители, здесь же 1 сентября 1941 года он пошел в первый класс – в первый год страшной войны, которая затронула и его жизнь, и жизнь родной деревни, которую уже 12 октября заняли немецкие войска.

«Хоть тогда учиться ребята начинали с восьми лет, а Юре только шел восьмой, он, мечтавший о школе уже давно, 1 сентября 1941 года отправился в первый класс. Даже в тот военный сентябрь мы постарались всё-таки отметить такой день. Я с утра пораньше побежала на ферму, а к восьми была уже дома. Провожали Юру братья, Зоя и я. Он шел гордый, в наглаженной матроске, с Зоиным портфелем, в котором лежал аккуратно обернутый в газету его первый учебник – букварь,» — говорила об этом времени мама космонавта.

В середине сентября произошло событие, которое навсегда запомнилось жителям Клушина и которое упоминают все биографы космонавта, особенно писавшие для детей, как некий толчок, пробудивший в деревенском мальчишке мечту о небе. Сам Юрий Гагарин в книге «Дорога в космос» описывал этот эпизод так:

«Наступил сентябрь, и я со своими сверстниками направился в школу. Это был долгожданный, торжественный и всё же омраченный войною день. Едва мы познакомились с классом, начали выводить первую букву «А» да складывать палочки, как слышим:

– Фашисты совсем близко, где-то под Вязьмой…

И как раз в этот день над нашим селом пролетело два самолета с красными звездами на крыльях. Первые самолеты, которые мне пришлось увидеть. Тогда я не знал, как они называются, но теперь, припоминаю, один из них был «ЯК», а другой «ЛАГГ». Он был подбит в воздушном бою, и летчик тянул его из последних сил на болото, поросшее кувшинками и камышом. Самолет упал и переломился, а пилот, молодой парень, удачно выпрыгнул над самой землей.

Рядом с болотцем, на луг, опустился второй самолет – «ЯК». Летчик не оставил товарища в беде. Все мы, мальчишки, сразу побежали туда. И каждому хотелось хоть дотронуться до летчиков, залезть в кабину самолета. Мы жадно вдыхали незнакомый запах бензина, рассматривали рваные пробоины на крыльях машин. Летчики были возбуждены и злы. Жестикулируя руками, они говорили, что дорого достался немцам этот исковерканный «ЛАГГ». Они расстегнули свои кожаные куртки, и на их гимнастерках блеснули ордена. Это были первые ордена, которые я увидел. И мы, мальчишки, поняли, какой ценой достаются военные награды.

Каждый в селе хотел, чтобы летчики переночевали именно у него в доме. Но они провели ночь у своего «Яка». Мы тоже не спали и, поеживаясь от холода, находились с ними и, перебарывая молодой сон, не спускали с их лиц слипающихся глаз. Утром летчики улетели, оставив о себе светлые воспоминания. Каждому из нас захотелось летать, быть такими же храбрыми и красивыми, как они. Мы испытывали какое-то странное, неизведанное чувство».

Семью Гагариных захватчики выгнали из дома вместе с малыми детьми, поэтому всю суровую зиму 1941-1942 годов они жили в выкопанной на огороде небольшой землянке, по словам очевидцев, размерами она была не больше обыкновенного поездного купе. В оккупации, в тесной землянке на огороде собственного дома, в котором жить им было нельзя (немцы открыли там мастерскую), Гагарины прожили практически полтора года, пока бойцы Красной Армии не освободили деревню Клушино от гитлеровцев 9 апреля 1943 года. До этого момента старшего брата Юрия Гагарина Валентина и сестру Зою немцы успели угнать на принудительные работы в Германию.

Воспоминания о пережитом могли наложить на Юрия свой отпечаток, сделать нелюдимым, закрытым, но ужасы оккупации, а по-другому назвать это трудно, не сломили первого космонавта. Он, по воспоминаниям близких, остался все тем же открытым и добрым человеком. Но о войне и пережитом в интервью и статьях он в дальнейшем старался никогда не упоминать.

Осенью 1943 года продолжилась прерванная войной учеба, в 1949 году Юрий Гагарин окончил шестой класс в Гжатской школе (семья перебралась сюда в 1945 году — в городе было проще найти работу) и принял решение продолжить дальнейшее образование уже в Москве, его по-настоящему тянуло в большой мир. Не помогли ни уговоры родителей, ни уговоры учителей, которые просили его остаться в Гжатске. Выбрав для себя цель, Юрий Гагарин поступательно шел к ней, он был очень целеустремленным человеком и никогда не снижал требований к себе.

Для нас Юрий Гагарин навсегда останется бесстрашным покорителем космоса, любознательным, стремящимся к знаниям, хорошо физически подготовленным, увлекающимся разными видами спорта, но самое главное добрым, искренним и во всех смыслах лучезарным человеком. Человеком, чья улыбка и сегодня знакома миллионам людей во всем мире.

Яндекс.Метрика