История Великой Отечественной войны глазами космонавтов: Владимир Шаталов

Победный май для нашей Родины в этом году особенный, 9 мая мы отмечаем 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне.   Герои и свидетели этой войны разделят этот праздник со своими соотечественниками. Об одном из них пойдёт речь рубрике «История Великой Отечественной войны глазами космонавтов». 

Дважды Герою Советского Союза, заслуженному мастеру спорта и кандидату технических наук не так давно исполнилось 92 года. Владимир Александрович Шаталов был на орбите трижды. Первый раз в январе 1969 года – командиром «Союза-4». В те годы почти каждый полет становился по-своему первым: первый выход в открытый космос, первые сутки на орбите, первый групповой полет. Не стал исключением и этот: Шаталову предстояло пристыковать свой корабль к другому, создав таким образом первую в мире экспериментальную космическую станцию. 

«Включаю систему ручного управления. Волнуюсь – еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Еще полминуты – до «Союза-5» уже рукой подать. Напряжение достигает апогея. Мой корабль осторожно подходит к «Союзу-5» – причаливает. Облегченно вздыхаю и во весь голос радостно кричу ребятам: «Добро пожаловать!» — таким удивительным и легендарным было начало космического пути космонавта №13 Владимира Шаталова.

Любовь к авиации, а потом и космонавтике, у будущего героя возникла ещё в детстве. Было время, когда, по словам Владимира Александровича, все украшение его маленькой комнаты состояло из авиационного пропеллера, повешенного на стену отцом. Было это давным-давно, в Ленинграде.

«Отец часто рассказывал мне о своей юности, о боевых делах знакомых летчиков, о самолетах, которые в то время называли аэропланами. Я готов был слушать эти рассказы до поздней ночи. Музыкой звучали для меня слова: «ньюпор», «фарман», «Илья Муромец». Отец не только рассказывал. Однажды он повел меня на аэродром. Как завороженный, смотрел я на поднимающиеся в воздух крылатые машины. Сделав круг, они заходили на посадку, а через некоторое время снова взлетали.

Отец был для меня высшим авторитетом. Я любил и уважал его. Уважал за строгость и доброту, за честность и справедливость. Он был великий труженик и большой мастер. Дома в редкие свободные минуты всегда что-нибудь ремонтировал, строил, изобретал. Я видел, с каким уважением относятся к отцу его друзья, соседи по квартире, как тянутся к нему люди, прислушиваются к его советам, ждут его помощи».

Судьба отца семейства Шаталовых удивительна: родившийся в феврале 1890 года и всю жизнь проработавший на железной дороге, Александр Шаталов не переставал мечтать о небе. Это не было случайностью: служивший во время Первой мировой войны техником в авиационной части, он навсегда полюбил «стальных птиц», правда, тогда они были скорее деревянными. Ему не довелось осуществить свою мечту, но он смог сполна передать ее сыну.

Мирная жизнь для семьи Шаталовых, как и для всех советских граждан, закончилась 22 июня 1941 года. Вечером того же дня Александр Шаталов отправился на станцию Мурманские Ворота, к месту дислокации «Связьрема-1». А для его сына началась своя военная жизнь: дежурство по ночам на крышах, тушение зажигалок, рытье окопов. Потом она стала военной по-настоящему.

– В августе, – вспоминает космонавт, – неожиданно вернулся с фронта отец. Он забежал на часок домой и предложил мне поехать с ним в часть. Мне кажется, он боялся оставлять меня в Ленинграде, знал, что могу наделать глупостей, сбежать на фронт. Он добился для меня разрешения быть в его части. Нес я службу старательно, стоял в карауле, дежурил по кухне. Несколько раз бойцы брали меня на поимку диверсантов: фашисты забрасывали их тогда в огромном количестве. Но мне не повезло: диверсанты нам не попадались. В конце августа наш поезд перебросили на станцию Мга. Здесь во всем чувствовалась близость фронта. Поступило распоряжение эвакуировать женщин, детей, стариков. Попал под этот приказ и я. Так закончилась моя полуторамесячная фронтовая служба. Потом были спецшкола ВВС, Качинское училище, служба в летном полку, учеба в академии, наконец, полеты в космос. Долгая жизнь в авиации и космонавтике, но начиналась она здесь, рядом с отцом, на железной дороге.

Спустя 9 месяцев после первого полёта был второй, состоявшийся в октябре того же, 1969 года. Экипажу «Союза-8» Владимиру Шаталову и Алексею Елисееву предстояла трудная работа: вместе с командами «Союза-6» и «Союза-7» провести совместное маневрирование трех кораблей в космосе – тоже впервые в истории.

«День 14 октября, – пишет Шаталов, – был самым сложным и трудным в нашем полете, заполненным особо ответственными экспериментами. Мне как командиру группы приходилось быть в постоянном напряжении и координировать работу всех трех экипажей, особенно в те периоды, когда корабли находились на относительно близком расстоянии друг от друга».

Несмотря на трудности и на отказ системы автоматического сближения, эксперименты прошли успешно, а сам полет закончился благополучно.

Не менее трудным и ответственным был третий старт, состоявшийся в апреле 1971 года. Тогда экипажу «Союза-10» – командиру корабля Владимиру Шаталову, космонавтам Алексею Елисееву и Николаю Рукавишникову – предстояла стыковка с орбитальной станцией «Салют», первой из той знаменитой серии. Кроме того, было необходимо испытать сам корабль: от предыдущих он отличался новым стыковочным узлом, обеспечивающим внутренний переход из одного корабля в другой.

«До «Салюта» осталось всего около ста пятидесяти метров. Настала моя очередь вновь выполнять этот ответственный элемент задания – стыковку корабля, только на этот раз не с таким же кораблем, как наш, а с огромной станцией. Эта операция выполнялась впервые, и я старался проделать все как можно точнее… Размеры станции быстро увеличиваются. Сохраняю заданную скорость сближения – тридцать сантиметров в секунду. Все проходит, как на тренажере. Порой кажется, что это не полет, а очередная тренировка. Наконец, касание и стягивание. Теперь работает автоматика. К сожалению, она не обеспечивает герметичность стыка и не позволяет нам продолжить работу на станции».

Три полета, составивших в общей сложности почти десять суток. Потом долгая работа в Центре подготовки космонавтов. Были две звезды Героя Советского Союза, множество орденов и медалей, как отечественных, так и зарубежных, звание генерал-лейтенанта авиации. Владимир Шаталов – почетный гражданин Калуги и Петропавловска, Праги и Хьюстона. Его именем назван один из лунных кратеров. 

А путь космонавта к звёздам начался на Земле, через войну, железными дорогами, через небо.

Яндекс.Метрика