Киров — фронту: Ил-4

Мы продолжаем наш рассказ о самолётах Второй мировой войны, детали и оборудование для которых производились на кировских заводах «Лепсе» и «Авитек». Сегодня речь пойдёт о дальнем бомбардировщике Ил-4.

С 1938 г. КБ С.В. Ильюшина приступило к модификации самолета, получившей наименование сначала ДБ-3Ф, а позже — Ил-4. Эта машина отличалась прежде всего улучшенной аэродинамикой, более мощными высотными моторами М-88 и основательным изменением конструкции в соответствии с использованием новой технологии производства.

Являясь основной ударной силой советской авиации дальнего действия, этот самолет внес большой вклад в дело разгрома врага. Уже с первых же дней Великой Отечественной войны части дальнебомбардировочной и морской авиации, имевшие на вооружении бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф, приняли активное участие в боевых действиях, начав совершать бомбардировочные удары по военно-промышленным объектам и аэродромам противника. ДБ-3Ф выступали в качестве штурмовиков и, неся огромные потери, с малых высот, без прикрытия истребительной авиации наносили удары по колонам противника. 25 июня 1941 года в результате авианалета бомбардировщиков ДБ-3Ф из состава 207-го полка дальней бомбардировочной авиации на один из аэродромов вблизи Вильнюса были практически полностью уничтожены немецкие истребители Мессершмитт Вf 109 из второй группы 27-й истребительной эскадры, в результате чего, вскоре эту эскадру вывели в Германию для переоснащения и доукомплектования личным составом. В тот же день в районе Молодечно совершил легендарный подвиг командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Н. Ф. Гастелло, направивший свой горящий самолет ДБ-3Ф на скопление боевой техники врага. С 7 августа по 5 сентября 1941 года ДБ-3Ф провели несколько бомбардировок Берлина. Было произведено 10 налетов, в результате которых сброшено 327 авиабомб весом по 250 кг и зарегистрировано 32 пожара, потери советской авиации при этом составили всего 4 бомбардировщика.

Наряду с основным назначением, в годы войны бомбардировщик Ил-4 применялся еще и как буксировщик планеров А-7 и Г-11, а также использовался для заброски десанта (до 7 человек) в тыл противника. Ил-4 в вариантах бомбардировщика, торпедоносца (Ил-4Т) и разведчика выпускался на протяжении всей войны. На Ил-4 успешно сражались дважды Герои Советского Союза В.С. Ефремов, С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.И. Осипов.

В годы Великой Отечественной войны самолет Ил-4, ставший основным дальним бомбардировщиком советских ВВС, непрерывно совершенствовался. Уже с началом войны конструкторский коллектив во главе с С.В. Ильюшиным предпринял работы для наращивания выпуска ДБ-3Ф и упрощения технологии его производства. Ввиду острого дефицита дюралюминия с осени 1941 года для изготовления кабины штурмана, пола кабины пилота, хвостового обтекателя, консолей крыла и носовой части фюзеляжа вместо металла стали использовать дерево и фанеру, что привело к некоторому уменьшению максимальной скорости. Уже первые бои выявили необходимость введения второго воздушного стрелка для обслуживания нижней люковой пулеметной установки, и экипаж корабля вырос до четырех человек. Также усиливалось оборонительное вооружение, которое первоначально состояло из трех 7,62-мм пулеметов ШКАС, а вскоре было заменено на два пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ (на турели). На нескольких сериях самолетов монтировались две 20-мм авиапушки ШВАК: одна – в носовой установке, вторая — на турели. Кировский завод «Авитек» был ведущим предприятием в стране по производству вооружения для самолётов Ил-4. Эвакуация, создание новых заводов, непрерывные модификации бомбардировщика, нарушение поставок материалов и комплектующих, неустроенный быт и ответственность за срыв планов по «законам военного времени» — все это самолетостроители вынесли, совершив настоящий трудовой подвиг.

Яндекс.Метрика